В последующие века многие художники изображали своих возлюбленных и жён в виде богинь, персонажей античных мифов и просто жанровых сценах, подобных энгровским «Рафаэль и Форнарина». Справедливости ради надо сказать, что Энгр был далеко не первым, кто изображал подобные сцены. Задолго до него, в 17 веке сюжет «Художник с возлюбленной» был использован Рембрандтом в картине «Автопортрет с Саскией на коленях».
Ох, и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК! Стоило мне произнести имя Саския, как в классе раздавалось радостное ржание одухотворённых юношей. Поэтому, прежде чем говорить о картине, я кратко рассказывала биографию художника, делая упор на чёткое произношение полного имени первой жены художника – Саския ван Эйленбурх. Саския – с ударением на первом слоге. Со временем это превратилось у меня в некую манию, и я выучила заодно имя его второй жены – Хендрикье Стоффельс, а там уже и имена обеих жён Рубенса – Изабеллы Брант и Елены Фоурмен. И теперь, хотя предмет МХК давно канул в небытие – разбудите меня среди ночи – имена этих дам я оттарабаню как «Отче наш».
Кликните для увеличения изображений
Справедливости ради замечу, что эти дамы чуть ли не единственные, имён жён остальных художников я не знаю. Но надо сказать, что Рембранд, как и Рубенс сделали всё, чтобы их жён запомнили на века. Рембранд писал свою супругу не только в своих объятиях, но и в образе Данаи, Флоры, Юноны, в нарядном платье, с цветком…
В нарядном платье
С цветком
Флора
еще один портрет Саскии в образе Флоры
Юнона
Даная
Саския в образе Софонибы, принимающей чашу с ядом (мифология)
Как видите, всех этих дам объединяет не только любовный и чувственный взгляд художника, но и бесспорное портретное сходство. Рембрандт был верен своей модели до самой её безвременной смерти. Я даже не знаю, писал ли он при жизни Саскии ещё хоть одну женщину. После смерти любимой жены, она скончалась в 1642 году в возрасте 30 лет, Рембрандт больше не женился.
Хендрикье Стоффельс, бывшая служанкой Рембрандта, а затем сожительницей художника, не стала его официальной женой, но была с ним до самой смерти в не лучшие для него времена. Кроме того, существует предположение, что в случае женитьбы Рембрандт терял право на наследство Саскии, только поэтому он не зарегистрировал свой брак. Тем не менее, Хендрикье была для Рембрандта моделью для нескольких картин, в том числе, как предполагают, для Флоры и для Вирсавии. Впрочем, если внимательно присмотреться, то предположения уступят место твёрдой уверенности – портретное сходство этих трёх женщин очевидно.
Вирсавия
Так что в лице Хендрикье художник получал тройную выгоду : женщина выступала для него в трёх ипостасях – служанки, натурщицы и любовницы. Очень удобно. Кроме того, она родила Рембрандту дочь –Корнелию. Единственный выживший из четырёх детей Саскии сын Титус, с которым Рембрандт был очень близок, умер в 1668 году – за год до смерти самого художника.
Хендрикье умерла в 1663 году в возрасте 36 лет. Своих детей Корнелия назвала Рембрандт и Хендрикье.