История портрета
border-2

Флорентийская сага

Автор 

Вернёмся в Италию

Разобравшись с особенностями средневековой моды, вернёмся к особенно интересным персонажам, удостоившимся изображения в эту эпоху.  И обратимся к творчеству Боттичелли, художника, волею судьбы ставшего свидетелем и участником самых романтических и драматических событий, происшедших в колыбели итальянского Возрождения – Флоренции.

Я расскажу вам историю, в которой красивых предположений гораздо больше, чем реально подтверждающихся фактов. Она связана с именами Симонетты Веспуччи, Джулиано и Лоренцо Медичи и Сандро Боттичелли.

Семейство Медичи, если кто вдруг не знает - Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
Ме́дичи (итал. Medici) — олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Наиболее известны как спонсоры самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. Среди представителей семьи Медичи значится четверо римских пап — Лев X, Пий IV, Климент VII, Лев XI, и две королевы Франции — Екатерина Медичи и Мария Медичи.

Всё понятно? Правители, олигархи, спонсоры, папы и королевы. Впрочем, в нашем повествовании речь пойдёт лишь о двух представителях этого славного семейства, да и то в связи с именем одной прекрасной девушки – Симонетты Веспуччи.

simonetta01

Симонетта родилась в 1453 году (предположительно 28 января) в семье крупного генуэзского торговца Гаспаре Каттанео.  Местом ее рождения называют как саму Геную, так и маленький городок Портовенере. В 1469 году девушка вышла замуж за флорентийца Марко Веспуччи – брата прославившегося впоследствии Америго Веспуччи. После свадьбы молодожёны перебралась в родной город Марко. Там они были торжественно приняты братьями Медичи, устроившими в их честь роскошный пир на вилле Кареджи. Обосновалась молодая чета в семейном доме Барго д’Оньисанти.

Симонетта стала настоящей звездой Флоренции. Ее называли Несравненной (Бесподобной) и Прекрасной Симонеттой. Современники восторженно воспевали красоту и другие достоинства девушки. Симонетта стала центром всех празднеств, приемов и прочих увеселительных мероприятий.

Многие знатные мужчины влюблялись в прекрасную жену Марко Веспуччи и пытались добиться ее расположения. Среди поклонников Симонетты оказался сам правитель города Лоренцо Великолепный. Но предпочтение, утверждали современники красавицы, было отдано его младшему брату. Её имя постоянно упоминалось рядом с именем  Джулиано Медичи.

juliano01

Её современник Полициано описывает её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы.

По ней сходили с ума все знатные мужчины города, её благосклонности добивались правитель города Лоренцо Великолепный и его младший брат Джулиано Медичи. Поскольку Лоренцо занимался государственными делами (и поклонялся другой женщине — Лукреции Донати), у Джулиано было больше времени ухаживать за ней. Как считается, в 1475 году она стала возлюбленной Джулиано (хотя также утверждают, что их связь была платонической и она была «Прекрасной дамой» для Джулиано, что действительно находится в традициях куртуазной жизни флорентийского двора)..

Джулиано – второй сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони, родился 25 марта 1453 года. Как и его старший брат, он получил прекрасное воспитание и образование, однако талантами Лоренцо Великолепного не отличался. Зато природа щедро одарила Джулиано прекрасной внешностью и обаянием, вызывавшими восхищение современников.

juliano02

  После смерти отца в 1469 году шестнадцатилетний Джулиано стал соправителем Лоренцо Великолепного. Молодой человек не занимался государственными делами, вел праздную жизнь, принимал участия во всех торжественных празднествах и увеселениях, блистал на турнирах, любил танцы и охоту, и… легко тратил деньги. Он считался одним из наиболее обворожительных людей высшего флорентийского общества и пользовался большим успехом у женщин. Полагают, что не устояла перед его обаянием и Симонетта, а он был влюблён в неё без памяти. Да и мудрено ли! Обоим было чуть больше шестнадцати лет
Флорентийцы не могли осудить предполагаемую связь Симонетты и Джулиано, так молоды и прекрасны были влюблённые. Он – первый среди кавалеров, она – первая красавица Флоренции. Отношения Симонетты и Джулиано завораживали  современников. О них упоминали многие великие люди того времени. Боттичелли всю жизнь был очарован их любовью. Даже лишенный всякой сентиментальности Леонардо да Винчи делал зарисовки со знаменитого рыцарского турнира, на котором Джулиано во всеуслышание объявил Симонетту дамой своего сердца.


И всё же до сих пор неизвестно, стала ли прекрасная Симонетта возлюбленной блестящего Джулиано или их любовь так и осталась платоническим чувством. Исследователи находят доводы в пользу как одной, так и другой версии. Но в пользу романтического варианта говорит то,что именно чистое чувство могло завораживать людей того времени. В эпоху Возрождения, во времена бунта против догм церкви, когда красота и жизнь тела вводилась в абсолют, люди не очень-то считали нужным идти наперекор своими чувствами, и все средства для достижения цели были хороши. В том, чтобы получить, что хочется, не могло быть большой доблести, -  особенно, для брата хозяина Флоренции (У соседского герцога Николло III Д’Эсте, например, было 800 любовниц и более 30 незаконных детей). А вот пылать возвышенным чувством и оставаться на грани уважения и приличия – в этом, скорее всего, была особая поэзия. В конце концов, именно неразделенная любовь к Прекрасной даме питала отвагу и доблесть средневекового рыцаря!
И Марко Веспуччи, рано овдовев и женившись вновь, назвал своего первенца не как-нибудь, а Джулиано. Это тоже о многом говорит…
Предполагаемое изображение Джулиано Медичи на фреске Беноццо Гоццоли «Процессия старого короля» в Капелле волхвов.

simonetta-03-juliano

Увы, сияние звезды Флоренции не продлилось долго. Несравненная Симонетта была больна чахоткой. За ходом болезни, переживая, следил Лоренцо, он  направлял к Симонетте одного из лучших врачей того времени  - Маэстро Стефано. Но чуда не произошло.   26 апреля 1476 года Симонетта умерла в возрасте двадцати двух лет. Последний покой она нашла в семенной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти.

simonetta-01

С. Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи. Около 1480года.

Все Флоренция оплакивала смерть девушки, погрузившись в траур. Скорбел и Лоренцо, посвятивший впоследствии несколько сонетов на ее уход из жизни.

Лоренцо Великолепный так описывает чувства, охватившие его после смерти прекрасной Симонетты, о которой он узнал, находясь в Пизе. Лоренцо пишет, что прочитав письмо, он вышел в сад: «Была ночь, и мы с моим дражайшим другом шли вдвоем, беседуя о поразившем нас несчастье. Погода была ясная, и мы, беседуя, увидели на западе сверкающую звезду, столь яркую, что она своим сиянием затмила не только другие звезды, но и прочие светила, померкшие в ее свете. Любуясь той звездой, я обернулся к другу своему и сказал: Не удивимся мы, если душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду или же, вознесясь, соединилась с ней».Также он рассказывает о её похоронах: «С непокрытым лицом несли ее из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел ее… Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни ее считали не­превзойденной. В ее облике явилась истина слов Петрарки: Прекрасна смерть на лике сем прекрасном». Она похоронена в семейной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти (chiesa di Ognissanti) во Флоренции (построена членом рода Веспуччи в 1383 году).

Считается, что на этой работе Пьеро ди Козимо в образе Клеопатры изображена Симонетта Веспуччи через десятилетия после своей смерти

simonetta-02

Джулиано пережил её ненадолго Ему суждено было навсегда остаться для Флоренции Принцем Юности Золотого Века – ровно через два года после смерти Симонетты, 26 апреля 1478 года он погиб во время заговора Пацци, одобренного и поддержанного папой Сикстом IV, по ряду причин ненавидевшим Медичи. Лоренцо Великолепному удалось вырваться из рук заговорщиков. Пацци и их сторонники просчитались – флорентийцы поддержали не их, а Медичи. Убийцы Джулиано жестоко поплатились. Истекающего кровью Франческо Пацци толпа вытащила из постели, и голым повесила на одном окне с архиепископом Сальвиати. Лоренцо Медичи устроил любимому брату пышные похороны. В церкви Сан-Лоренцо на всеобщее обозрение в открытом гробу было выставлено тело, пронзенное двадцатью одним ударом кинжала, как тело Цезаря. Вся Флоренция погрузилась в глубокий траур, так же, как после смерти Симонетты.

juliano03

Гробница Джулиано Медичи

Через месяц после убийства Джулиано 26 мая 1478 года одна из его любовниц родила сына. Мальчик получил имя Джулио, а Лоренцо воспитал его вместе со своими детьми не как племянника, а как сына. Впоследствии ему предстояло войти в историю под именем папы Климента VII. А теперь вспомним о третьем герое нашего повествования, благодаря которому все эти люди стали нам так хорошо знакомы. Ведь согласитесь, что без их изображений мы не могли бы так ярко и выпукло представить героев этой романтической истории. Деталь фрески Филлиппо Липпи «Диспут с Симоном Волхвом и распятие Петра» в капелле Бранкаччи. Считается, что для образа этого юноши позировал Боттичелли.

simonetta-04-bottichelly

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился 1 марта 1445 года. В историю искусства он вошел под прозвищем Боттичелли – «Бочонок», - полученным им от одного из братьев (о происхождении прозвища до сих пор спорят). Полагают, что Боттичелли был дружен с Джулиано Медичи и был влюблён, как и многие, в прекрасную Симонетту. Боттичелли так и не обзавелся семьей и не оставил потомства. В последние годы художник сильно болел и перестал писать. Умер он 17 мая 1510 года и был похоронен в церкви Оньиссанти.
Заново его имя открыли и возвратили к жизни прерафаэлиты , ратовавшие за возврат к искренности и наивной религиозности средневекового и раннеренессансного искусства, найдя в Боттичелли свой идеал. Джон Рескин первым разглядел истинную ценность творений забытого мастера, смело назвав его реформатором, подобным Лютеру, перевернувшим представления об истинной красоте и подлинной вере.


Боттичелли и Симонетта Веспуччи встречаются на картине «Поклонение волхвов». Картина создавалась в 1470-1475 годах.

simonetta-05-volhvy

Полагают, что моделью для образа мадонны стала Симонетта. Справа внизу художник изобразил себя в образе волхва, а слева – Джулиано Медичи.

simonetta-07-julianosimonetta-06-bottichelly

А таким, как принято считать, гораздо позже Боттичелли запечатлел Джулиано Медичи:

simonetta-08-juliano

Считается, что этот портрет Джулиано Медичи Боттичелли написал уже после его убийства, о чем свидетельствуют символы смерти – голубь, сидящий на сухой ветке, и открытая дверь.
Есть предположение о том, что портрет в память о брате заказал сам Лорнецо Великолепный, так как убийцы ударами кинжалов изуродовали лицо Джулиано, и посмертную маску снять было нельзя.

Больше с  Симонеттой Веспуччи Боттичелли на картинах не встречается, но принято считать, что именно она стала моделью для многих его работ. И есть даже предположение, что Симонетта Веспуччи также служила моделью чуть ли не для всех написанных художником мадонн.
Наиболее известны из них «Мадонна с гранатом»:

simonetta-09-madonna

и "Мадонна Магнификат":

simonetta-10-madonna

Предполагается, что именно Симонетта Веспуччи изображена на картине «Венера и Марс».

simonetta-11-venera

По поводу мужчины, изображенного в образе Марса, также существует ряд предположений. По одной из версия Боттичелли таким образом изобразил ее мужа Марко. В соответствии с более романтизированной версией Марс – это Джулиано Медичи. Известно, что картина долгое время хранилась в семье Веспуччи .
С именем Симонетты Веспуччи связывают один из наиболее известных шедевров Сандро Боттичелли – «Весна». Предполагается, что заказчиком картины выступил Лоренцо Медичи, и она украшала его приемную во дворце во Флоренции.

simonetta-12-vesna

В образе Меркурия принято узнавать Джулиано Медичи.

simonetta-13-juliano

А с Симонеттой все гораздо сложнее. Существуют предположение, что именно ее черты художник придал всем запечатленным женским образам. По
более скромным предположениям Симонетта могла быть Венерой... Или Флорой

simonetta-14-venerasimonetta-15-flora

Связывают с Прекрасной Симонеттой и другой шедевр Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры». Заказчиком и владельцем картины также считают Лоренцо Медичи.

simonetta-16-venera

Одним из предполагаемых мест рождения Симонетты называли Портоверенере – «Порт Венеры». Этот город получил свое название благодаря легенде о том, что именно здесь рождённая из морской пены богиня Венера вышла на берег. Возможно, именно в связи с картиной и возникло такое предположение.

Возникает ощущение, что чем больше вглядываешься в картины Боттичелли, тем успешнее в каждом женском образе угадываешь черты Симонетты Веспуччи. Почти все работы Сандро Боттичелли, персонажей которых принято отождествлять с Симонеттой, появились уже после ее ранней смерти. Отчего же художник стремился каждый раз воскресить и увековечить именно ее черты? Почему она стала для него воплощением Красоты?

Существует легенда, что Боттичелли не просто рисовал возлюбленную Джулиано Медичи, но и тайно любил ее всю жизнь. Именно поэтому он так никогда и не обзавелся собственной семьей и завещал похоронить себя вблизи от любимой женщины в церкви Оньиссанти.
Могла ли Симонетта не знать об этой любви? Она ли изображена на полотнах Боттичелли? Мы никогда не узнаем точного ответа. Но его нежные, прекрасные, одухотворённые Мадонны и Венеры навсегда остались воплощением идеала Возрождения – воплощением гармонии Тела и Души.

Другие материалы в этой категории: « "Путин с неизвестной" Брови Джоконды »

История портрета

Правда о Ретуши

SvetArt.by 2013