Обратимся к высказыванию известного философа эпохи Возрождения Пико делла Мирандола, который определяет суть восприятия мира человеком эпохи Возрождения: «Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного - исключительно благодаря своей внутренней воле...». Так говорит бог Адаму в трактате «Речь о достоинстве человека».
Не знаю, как вас, а меня пробирает до слёз.
В этом высказывании заложены ключевые моменты, важные для понимания глобальных изменений в эпоху Возрождения.
Если прежде вся жизнь человека была направлена на приготовление к жизни в «верхнем» мире, а сам человек был признан бренным и греховным, то теперь он начинает осмысливаться как Божье творение, созданное «по образу и подобию Божьему». Человек стремится познать себя и окружающий мир во всей его полноте, а не в тех схематичных образах, к которым прибегало средневековье. Пожалуй, самым главным для Ренессанса было выражение гармонии телесного и духовного в человеке.
В поисках средств и образов для этого выражения художники и мыслители Возрождения обращаются к идеалам прошлых эпох. Ну и находят, разумеется. Где там у нас стремились к идеалу, помните? Правильно, в античности. Именно там гуманисты находят уже готовые законы и приёмы для воплощения идеала, где было бы соответствие между духовной и телесной составляющей человека.
Кстати, о гуманистах. Гуманизм – это течение, образовавшееся в эпоху Возрождения. Гуманизм (лат. humanius - человечный) - совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимого от его общественного положения, и право личности на свободное развитие своих творческих возможностей.
Усвоили? А теперь поразмышляем по поводу нашего прогрессивного времени. Насчёт развития творческих возможностей – этого права у нас и теперь никто не отнимает, если есть, кому вас кормить – развивайтесь и творите на здоровье. А вот насчёт ценности человека независимо от его общественного положения – это вопрос. Если вы со мной не согласны, вспомните, давно ли вы обращались в суд…, или в исполком.., или в ЖКХ, в больнице (тьфу-тьфу) давно не лежали? А-а, у вас всё в порядке с общественным положением? Тогда вопрос снят.
Важной чертой гуманизма был принцип универсальности. В их представлении идеальной была модель человека, получившего название homo universalis, или человека универсального, образ творческого, неповторимого, уникального человека. Образ человека, обладающего настолько мощным и целостным духом, который не мог бы раствориться в телесном, но смог бы это телесное одухотворить. Формула «Человек - подобие божье» наконец-то получает художественную реализацию в эпоху Возрождения.
Все художники эпохи Возрождения стремились передать божественную красоту соединения духа и телесной оболочки человека. Им удалось объединить то, что противопоставлялось в эпоху средневековья: дух и плоть.
Леонардо да Винчи. Портрет Чечилии Галлерани
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем.
Если вы хотите подробную лекцию о художниках Возрождения, то наберите в поисковике «Художники Возрождения», или «Портрет эпохи Возрождения» и наслаждайтесь. А я вам пока расскажу что-нибудь любопытное, о чём в Википедии, может быть, и не написано.
Не знаю как сегодня, а ещё лет десять тому назад, спроси любого двоечника, какого великого художника эпохи Возрождения он знает, и тот, чуть поднатужившись, выдал бы: Леонардо да Винчи. Не буду и я оригинальничать - всем известный Леонардо да Винчи (1452 - 1519) бесспорно был одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения . Его действительно можно назвать универсальным человеком, так как в своём стремлении раскрыть тайны мира, природы, Леонардо не знал границ. Он изучал анатомию, увлекался законами физики, техникой, механикой. Вот краткий обзор деятельности великого художника:
Работы Леонардо да Винчи: Архитектура: проект «идеального города»; проект двухуровневых городских дорог; проект центрально-купольного храма. Ботаника: описание законов филлотаксии, гелиотропизма и геотропизма; описание метода определения возраста растений по структуре стеблей, а деревьев – по годовым кольцам. Медицина: множество анатомических рисунков; изобретение метода анатомирования глаза; описание законов зрения; описание клапана правого желудочка сердца. Механика: проекты прокатных станков, металлургических печей, печатных, деревообрабатывающих машин, ткацких станков. Другие проекты: аналоги подводной лодки, танка, вертолета, парашюта, парового ружья, механического гриля, башмаков для хождения по воде и перчаток для плавания, переносных домов.
А вам слабо?
Кстати, сам Леонардо, перечисляя свои умения, профессию живописца ставил на последнее место.