История портрета
border-2
Сайт-портфолио Королёвой Светланы. Email: sv.info@tut.by; Tel,Viber: +375 29 6085892; Skype: svkarma

Почему оно Светлое

Автор 

  Обратимся к высказыванию известного философа эпохи Возрождения Пико делла Мирандола, который определяет суть восприятия мира человеком эпохи Возрождения: «Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного - исключительно благодаря своей внутренней воле...». Так говорит бог Адаму в трактате «Речь о достоинстве человека».

Не знаю, как вас, а меня пробирает до слёз.

В этом высказывании заложены ключевые моменты, важные для понимания глобальных изменений в эпоху Возрождения.

  1.  Человек осознаёт себя личностью, обладающей собственной волей, тогда как средневековый человек знал лишь божью волю. Он ощущает свой дух настолько сильным, что готов чувствовать себя независимым по отношению к Творцу.
  2.  Любое действие человека, совершённое им по собственной воле, оценивается им самим. Представление о божественном превосходстве остаётся, но земная жизнь человека начинает осознаваться как достойная предшественница жизни небесной.

Если прежде вся жизнь человека была направлена на приготовление к жизни в «верхнем» мире, а сам человек был признан бренным и греховным, то теперь он начинает осмысливаться как Божье творение, созданное «по образу  и подобию Божьему».  Человек стремится познать себя и окружающий мир во всей его полноте, а не в тех схематичных образах, к которым прибегало средневековье. Пожалуй, самым главным для Ренессанса было выражение гармонии телесного и духовного в человеке.

В поисках средств и образов для этого выражения  художники и мыслители Возрождения обращаются к идеалам прошлых эпох. Ну и находят, разумеется. Где там у нас стремились к идеалу, помните? Правильно, в античности. Именно там гуманисты находят уже готовые законы и приёмы для воплощения идеала, где было бы  соответствие между духовной и телесной составляющей человека.

Кстати, о гуманистах.  Гуманизм – это течение, образовавшееся в эпоху Возрождения. Гуманизм (лат. humanius - человечный) - совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимого от его общественного положения, и право личности на свободное развитие своих творческих возможностей.

Усвоили? А теперь поразмышляем по поводу нашего прогрессивного времени. Насчёт   развития   творческих возможностей – этого права  у нас и теперь никто не отнимает, если есть, кому вас кормить – развивайтесь и творите на здоровье. А вот насчёт ценности человека независимо от его общественного положения – это вопрос. Если вы со мной не согласны, вспомните, давно ли вы обращались в суд…, или в исполком.., или в ЖКХ, в больнице (тьфу-тьфу) давно не лежали? А-а, у вас всё в порядке с общественным положением? Тогда вопрос снят.  

Телесное и духовное

 Важной чертой гуманизма был принцип универсальности. В их представлении идеальной была модель человека, получившего название homo universalis, или человека универсального,  образ творческого, неповторимого, уникального человека. Образ человека, обладающего настолько мощным и  целостным духом,  который не мог бы раствориться в телесном, но смог бы это телесное одухотворить. Формула «Человек - подобие божье»  наконец-то получает художественную реализацию в эпоху Возрождения.
  Все художники эпохи Возрождения стремились передать божественную красоту соединения духа и телесной оболочки человека. Им удалось объединить то, что противопоставлялось в эпоху средневековья: дух и плоть.

01-vozrozhdenye
Леонардо да Винчи. Портрет Чечилии Галлерани

02-vozrozhdenye

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем.

Если вы хотите подробную лекцию о художниках Возрождения, то наберите в поисковике «Художники Возрождения», или «Портрет эпохи Возрождения» и наслаждайтесь. А я вам пока расскажу что-нибудь любопытное, о чём в Википедии, может быть, и не написано.

И всё же Леонардо.

 Не знаю как сегодня, а ещё лет десять тому назад, спроси любого двоечника, какого великого художника эпохи Возрождения он знает, и тот, чуть поднатужившись, выдал бы: Леонардо да Винчи. Не буду и я оригинальничать - всем известный Леонардо да Винчи (1452 - 1519) бесспорно  был одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения . Его действительно можно  назвать универсальным человеком,  так как в своём стремлении раскрыть тайны мира, природы, Леонардо не знал границ. Он изучал анатомию, увлекался законами физики, техникой, механикой. Вот краткий обзор деятельности великого художника:

Работы Леонардо да Винчи: Архитектура: проект «идеального города»; проект двухуровневых городских дорог; проект центрально-купольного храма. Ботаника: описание законов филлотаксии, гелиотропизма и геотропизма; описание метода определения возраста растений по структуре стеблей, а деревьев – по годовым кольцам. Медицина: множество анатомических рисунков; изобретение метода анатомирования глаза; описание законов зрения; описание клапана правого желудочка сердца. Механика: проекты прокатных станков, металлургических печей, печатных, деревообрабатывающих машин, ткацких станков. Другие проекты: аналоги подводной лодки, танка, вертолета, парашюта, парового ружья, механического гриля, башмаков для хождения по воде и перчаток для плавания, переносных домов.

А вам слабо?

Кстати, сам Леонардо, перечисляя свои умения, профессию живописца ставил на последнее место.

Другие материалы в этой категории: "Путин с неизвестной" »

История портрета

Правда о Ретуши

SvetArt.by 2013