Сколько раз Вы слышали или читали о том, что при обсуждении фотографии какого - либо события или фото известной личности стандартно и повсеместно звучит такая вот фраза: "- Да это просто Фотошоп!". Как правило, на современном языке это означает, что перед нами не настоящая фотография а подделка, сделанная специально для того, чтобы ввести зрителя в заблуждение (не путать с коллажем). Вот об этом мы и хотели бы поговорить с Вами, уважаемый посетитель нашего сайта. Поскольку тема довольно обширная, всю имеющуюся информацию мы будем публиковать небольшими частями, чтобы не утомлять читателя длинными "опусами".
"Я полагаю, что прошло вероятно, меньше десяти минут от факта изобретения фотографии до того мгновения, когда люди поняли, что с помощью фотографий можно обманывать."
(Errol Morris - кинорежиссёр-документалист, США.)
В 1822 г. француз Жозеф Нисефор Ньепс получил первое закреплённое изображение, но к сожалению, оно не сохранилось. Поэтому самой первой в истории фотографией по праву считается этот снимок - «Вид из окна», который получил Ньепс уже в 1826 г. при помощи камеры-обскуры. Основой послужила оловянная пластинка, покрытая тонким слоем асфальта. Экспозиция продолжалась целых 14 часов при ярком солнечном свете.
Рис.0. «Вид из окна» Жозефа Ньепса и его современная реконструкция.
Искусство ретуширования (от фр. retoucher — подправлять, подрисовывать) возникло практически сразу же с возникновением фотографии. И этому послужили вполне объективные причины - качество съемки и печати фотографий оставляли желать лучшего. Недостатки снимков того времени необходимо было как-то исправлять...
Первым практическим способом фотографирования, получившим широкое распространение и коммерческий успех, была дагеротипия - достаточно сложный и даже опасный (фотографу приходилось работать с парами йода и ртути) процесс создания статичного изображения. Но уже тогда (1841 г.), гравер по меди и «дагеротипист» швейцарец Изенринг выскабливал серебряное покрытие на дагеротипе до медной основы для того, чтобы подчеркнуть блики на гранях драгоценностей и придать блеск глазам.
С этого момента и началась история ретуши фотографий. Изображения ретушировали вручную прорисовкой деталей специальным карандашом или красками, выскребанием отдельных участков или химической обработкой фотографического слоя. С лупой в руках ретушеры или сами фотографы обрабатывали каждый кадр, чтобы выдать людям достойный результат своей съемки, и чтобы те могли сказать: "Ах, какой замечательный фотограф! Я у него получаюсь такой красивой"....
Мастера-портретисты (тогда так называли фотографов) использовали несколько видов ретуши:
Ретушь техническая - применялась для устранения случайных дефектов, а так же дефектов, характерных для химической фотографии - точек, царапин, пятен и т. п. Еще можно было вручную подправить градации плотности — ослабить или усилить отдельные участки полутонового изображения.
Ретушь структурная - нужные части вырезали из негативов и вручную склеивали их, либо склеивали готовые фотографии, затем переснимали или перепечатывали снимки с изменением экспозиции, используя при этом светофильтры.
Но время не стоит на месте, и в фотографию пришел негативно-позитивный принцип получения изображения. Возможности ретуши при этом значительно расширились.
Примерно с 1850 г. широкое распространение получает Художественный метод ретуши.
Заключался он в том, что весь отпечаток фотографии раскрашивался с применением кистей, акварелей, карандашей, а также пастелей. Еще один прием обработки изображения состоял в том, что на негативе портретист удалял весь задний план и объекты съемки оставались на чистом белом фоне. Теперь на позитиве вместо фона можно было нарисовать архитектурный ансамбль или пейзаж.
На прошедшей в 1855 г. Всемирной выставке в Париже немецкий фотограф Ханфштенгель показал публике возможности ретуши не позитива, а негатива. При этом он получил весьма высокие оценки своих работ, и такой метод ретуши быстро стал очень популярным среди фотографов и художников того времени. Очень скоро мастера-портретисты наряду с простым удалением пятен и царапин на снимках, стали (по требованию своих клиентов, конечно!) исправлять и дефекты самих клиентов - не у всех ведь идеальная кожа лица... Дальше - больше, и уже во Французском обществе фотографии начались яростные споры.
Одни критики утверждали, что фотография должна изображать мир таким, какой он есть. Другие - что фотограф имеет право делать с негативом все, что ему вздумается. (Жаль, что борцы против ретуширования не дожили до наших дней. Что бы они сказали, когда узнали бы, как готовятся к печати наши современные глянцевые журналы для гламурных кисо?)
Ну а пока критики критиковали друг друга, фотографы - работали. Пробовали все новые и новые способы обработки своих материалов, и преуспели в этом.
Смотрите сами - известный портрет 16-го Президента США Авраама Линкольна на самом деле - работа некоего ретушера, оставшегося неизвестным. Голова Президента Линкольна «пристроена» к телу Джона Калхуна - одного из видных политиков южных штатов.
К концу 19 века ретуширование уже шагала семимильными шагами по странам и континентам, по негативам и позитивам фотографов. Она не щадила ни портреты, ни пейзажи. Даже недавние противники ретуши становились выдающимися ретушерами. Тем болеее, что с изобретением в 1879 г. американцем Абнером Пилером такого инструмента как аэрограф, стало возможным наносить краску на отпечатки, регулируя и ширину «кисти», и ее прозрачность, и растушевку края. Также с новым инструментом появились и другие новые возможности для плодотворной работы в фотографии.
Хочется вспомнить и фотографов СССР 30-х годов прошлого века, которым приходилось учиться искусству ретуши весьма усердно.
Вы знаете, что такое "пальмирование"? В переводе с английского, у фокусников и иллюзионистов - это удерживание в ладони карты, шара и других предметов незаметно для зрителя. Но в "советском" языке профессиональных ретушеров это слово приобрело совершенно другой смысл - от слова "пальма".
Дело в том, что в те годы высокопоставленные члены партии могли в один момент «провиниться» и стать неугодными. И тогда в редакциях центральных газет раздавались звонки с самого "верха", с требованием убрать с публикуемых официальных фотографий того или иного человека. И часто, чтобы не нарушать общую композицию снимка, вместо ненужной фигуры вставляли... кадку с пальмой! Вот так и прижилось это "пальмирование". Вот пример: на первой фотографии - Ворошилов, Молотов, Сталин и Николай Ежов. На второй - Ежова больше нет. (Правда, пальмы нет тоже.)
Руководители похожих режимов и действуют одинаково - после того, как По Ку (первый слева) "провинился", Мао Цзэдун (первый справа) приказал убрать того с фотографии.
Чтобы выглядеть как можно мужественнее и героически, Бенито Муссолини приказал убрать со снимка тренера, который придерживал коня дуче за повод.
Рис.5. (1942 г.)
Почему фюрер обиделся на своего товарища по партии Йозефа Геббельса (второй справа) мы наверное, так и не узнаем. Но с этой фотографии Адольф Гитлер приказал его убрать, что и было сделано.
Рис.6. (1937 г.)
Фото советских солдат, водружающих флаг Победы над Рейхстагом. На правой руке часов обычно не носили. Поэтому на второй фотографии часы на руке офицера удалены, так как часы на обеих руках - доказательство процветающего мародерства в рядах армии победителей.
Рис.7. (1945 г.)
Когда летом 1968 года Фидель Кастро (справа) обьявляет о своей поддержке советской интервенции в Чехословакию, Карлос Франки (в центре) разрывает свои отношения с режимом и отбывает в Италию. Естественно, его фигура с фотографии была удалена.
Рис.8. (1968 г.)
Вот такой вот "Фотошоп вручную" получается...
Продолжение следует.