История портрета
border-2

Рубенсовские женщины

Автор 

Питер Пауль Рубенс, как и Рембрандт, был женат дважды. Его первая жена, Изабелла Брант, на которой он женился в 1609 году, умерла от чумы в 1616 году в возрасте 34 лет. Рубенс искренне оплакивал супругу, хотя слова его письма, посланного после смерти; Изабеллы, звучат несколько странно:

Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, потому что она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Она была невздорной, и без обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти.

Как это – «можно, даже нужно было любить»? Создаётся впечатление, что Рубенс неплохо относился к жене, но, как бы это выразиться поточнее – без огонька. Впрочем, быть может это только мои домыслы?

 Посмотрим на картины.

Rubens 01

Портрет Изабеллы Брант, Питер Пауль Рубенс, около 1610
Очаровательная женщина, особенно покоряют красивые и умные глаза… да и к остальному придраться трудно. Такое ощущение, что подкачал перевод письма. Портрет написан с любовью, в этом сомнений нет.

Rubens 02

Автопортрет с супругой.

Почти парадный портрет, но без излишнего пафоса, милый, семейный, и уж совсем не похож на рембрантовский, « С Саскией на коленях» . Очень благочинный.

Rubens 03

Портрет Изабеллы Брант. около 1626г.

Ну, вот здесь всё-таки немножко прелестей мы видим. Но всё равно очень скромно. До Рембрандта с его Данаями и Вирсавиями далеко. Но как же знаменитые «рубенсовские» женщины? Ведь именно благодаря ему страдающие от целлюлита дамы могут называться столь поэтически. Именно этот художник, можно сказать, воспел «спелые прелести», как элегантно выражается Александр Васильев. Так почему же он не воспел прелести Изабеллы в полной мере?

Но, быть может, Рубенс не был таким гулякой-воякой, стремящимся выставить на всеобщее обозрение все прелести своей супруги? Или она сама этого не хотела? Кстати, по меркам 18 века, Изабелла была худышкой. Может быть, в этом всё дело? Рубенс, любитель женщин с «весомыми достоинствами» не хотел писать свою «тощую» жену во всей красе? Ан нет, дорогие товарищи. Рубенс в конце жизни говорил своим ученикам: «Вам повезло! У вас есть натурщицы. В мои времена женщины были слишком толстые». Полнота же фламандок объяснялась просто – она являлась признаком достатка и благополучия и была в те времена в моде. Так что стройная Изабелла была для художника отрадным исключением. Почему же он не оставил потомкам ни одного доказательства её исключительности?

Попробуем разобраться.


После смерти Изабеллы Рубенс вдовствовал не слишком долго и в 1630 году в возрасте 53-х лет женился на 16-тилетней Елене Фоурмен.

Rubens 04

И тут уже художник не особо скромничал. Наряду с очаровательными и целомудренными портретами Елены Фоурмен, мы видим картины на различные сюжеты с ней же, в образе пастушки или Вирсавии.

Rubens 05

Пастушеская сцена

Rubens 06

Вирсавия

Но самой откровенной, нежной и чувственной юная жена Рубенса предстаёт перед нами на картине «Шубка», которую называют ещё «Венерой в мехах».

Rubens 07
После смерти Рубенса Елена хотела уничтожить эту работу и другие, на которых она тоже была обнажена, но через духовника её уговорили не делать этого. И слава Богу!
Да, чувственность и пылкость Рубенса в полной мере проявились в восторженном любовании его второй женой, пусть не обладавшей изысканностью и тонкостью Изабеллы, но такой прелестной и соблазнительной! И всё же рука не поднимается осудить немолодого по меркам 17 века Рубенса за его увлечённость. Тем более, что если мы внимательно посмотрим на портреты обеих его жён, то заметим очевидное сходство. Те же выпуклые миндалевидные глаза, тонкий, чуть вздёрнутый пикантный носик, пухлые, изящно вырезанные губы, дугообразные брови… Право, если бы не знала, то решила бы, что передо мной родные сёстры. И подумалось мне, что Рубенс выбрал Елену, быть может, потому, что она напоминала ему юную Изабеллу. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» - тайна сия велика есть. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.
И, несмотря на отсутствие откровенных изображений, Изабелла остаётся для нас настоящей рубенсовской женщиной – его первой любимой женой. А семейный портрет с Изабеллой, поразивший современников естественностью, новизной и свежестью исполнения, положил конец чопорным и отстранённым изображениям любящих супругов. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.

Прочитано 4062 раз

История портрета

Правда о Ретуши

SvetArt.by 2013