Франс Ксавье Винтерхальтер стал для меня настоящим открытием!
До сих пор самым выдающимся мастером парадного аристократического портрета я считала Ван Дейка. Более того, долгие годы я была уверена в том, что не только превзойти его мастерство, но и сколько-нибудь приблизиться к нему невозможно ни одному художнику. Нет, портретисты есть и более великие, их много. Но совместить аристократизм, благородство, внешний лоск и внутреннюю глубину, не впасть при этом в поверхностную идеализацию – это, думалось мне, под силу только Ван Дейку.
Кликните для увеличения
Работы Антония Ван Дейка
Так мне казалось до тех пор, пока, бродя по Эрмитажу, я не остановилась, поражённая, перед портретом некой прекрасной дамы.
Та же изысканность, тот же аристократизм, благородство, изящество, утончённость – у меня не хватало эпитетов, чтобы передать восхищение этим портретом. Но кто же его автор? Это не мог быть Ван Дейк, несмотря на все присущие ему достоинства этого портрета, дама была одета по моде 19 века, да и вся живопись выглядела более современно. Кроме того, меня, как женщину не могло не восхитить то, как мастерски художник передаёт фактуру ткани, шёлка и кружев. Кто же написал этот шедевр?
Портрет императрицы Марии Александровны
И вот еще несколько работ художника, вызывающие те же чувства!
Франс Ксавье Винтерхальтер 1805-1873. Я никогда прежде не слышала этого имени. Сказать, чтобы к своему стыду, как-то не могу. Все художники мирового значения до 20-го века мне, так сказать, знакомы, хоть и не подозревают об этом в силу не зависящих от меня обстоятельств. В 20-м же веке их появилось столько, что кого-то я могла и пропустить. Но это явно не 20-й век. Господи, а руки то, руки! Ну не могло обойтись без влияния Ван Дейка. Итак, будем знакомы, Винтерхальтер!
Не тут-то было. Я перелистала все энциклопедии, бывшие у меня в наличии, смутно надеясь на то, что просто пропустила этого художника. Хотя, честно говоря, была уверена, что могла забыть его имя, но не забыла бы его картин.
Ну и вот. Дело было 15 лет тому назад, и с интернетом я ещё не очень дружила, а по библиотекам ходить - времени надо вагон. Пришлось мне срочно осваивать интернет. Итак, интернет мной был освоен благодаря Франсу Ксавье Винтерхальтеру. Вот так уже ушедшие гении способствуют прогрессу и самообразованию потомков.
И вот теперь я всё знаю. Вы, кстати, можете узнать то же самое, то есть, где родился, как учился Винтерхальтер и т.д. и т.п. Я же расскажу вам самое, на мой взгляд, интересное.
Итак.
Родился Винтерхальтер в 1805 году 20 апреля, что меня лично греет, так как я родилась 21. Был он практически из крестьянской семьи, его отец был фермером и ещё производил смолу. Однако это никак не помешало юному Франсу уже в 13-летнем возрасте покинуть родную деревню Менценшванд для изучения рисования и литографии во Фрайбурге в мастерской живописца Карла Людвига Шулера. В возрасте 18 –ти лет поступает в мастерскую литографа и гравера и Людвига Альберта Монтмориллона , где получает работу литографа, которая позволила ему содержать себя.
(Кстати, у кого трудности с дикцией, достаточно изучить биографию художника отчётливо выговаривая имена и географические названия).
Что происходило далее? Винтерхальтер учился, учился и учился, как завещал позднее своим потомкам великий Ленин, и что удивительно, помогали старательному юноше различные бароны и герцоги, содействуя ему и назначая стипендии. И всё это время он ещё зарабатывает себе на жизнь литографией. Уже по этому обстоятельству можно судить о самостоятельном и независимом характере художника. Но ещё больше о независимости Винтерхальтера свидетельствует тот факт, что, получив стипендию от великого герцога Баденского, и начав обучение в Мюнхенской академии художеств, Франс, что называется, гнёт свою линию. Дело в том, что начал обучение он под руководством Петера Корнелиуса. Но методы наставника не показались 20-тилетнему юноше подходящими, и Винтерхальтер ищет другого учителя. Ищет он руководителя в обучении светской портретной живописи, что говорит о дальновидности юного дарования. Находит же его в лице Йозефа Штилера
- известного художника, ученика Христофа Фезеля, который в свою очередь учился у Антона Рафаэля Менгса.
Менгс. Автопортрет в красном плаще. (Дрезденская картинная галерея). Написан, между прочим, художником в возрасте 16 лет.
Антон Рафаэль Менгс автопортрет.1775 г. Галерея Уффици, Флоренция.
Для чего я так досконально перечисляю эти забытые, почти никому, практически, уже неизвестные, да и ненужные имена? Терпение, сейчас объясню. Дело в том, что самый известный из них, занесённый в большинство энциклопедий - Антон Рафаэль Менгс, был близок (духовно) с искусствоведом и основоположником современных представлений об античном искусстве Иоганном Винкельманом.
Иоганн Винкельман, портрет работы Рафаэля Менгса,
Тот же выдвинул следующую теорию.
Винкельман утверждал, что искусство должно ставить перед собой задачу изображать прекрасное, именно прекрасному должны быть подчинены и действие, и индивидуальная правда и эффект. По Винкельману, сущность прекрасного заключается в том, чтобы художник изображал некий тип, созданный не только природой, но и его фантазией. В основе этого изображения должны быть правильность пропорций, благородная простота, величавое спокойствие и плавная гармоничность контуров. Винкельман отрицал другие мотивы для изображения кроме как запечатление красоты, так как она заложена в самой природе, существует вне времени и реализуется там, где « счастливо совпадают милость небес, благотворное воздействие политической свободы и национального характера, например, у греков времен Фидия и Праксителя».
И я уж не знаю, насколько Винтерхальтер был знаком с теорией Винкельмана, но всё его творчество красноречиво свидетельствует о том, что взгляды искусствоведа были для художника если не руководством, то, по крайней мере, отправной точкой. Все картины Винтерхальтера – это гармоничное сочетание индивидуальности модели с благосклонным взглядом художника.
Итак, в 23 года Франс Ксавье уже учитель рисования графини Баденской -Софии, а в 29 – он придворный художник герцога Баденского.
В 1831 году им написано несколько портретов. Характерный для первой трети XIX века камерный акварельный «Портрет Софии» - великой герцогини Баденской.
Это был период, когда публика тяготела к небольшому «домашнему» портрету, написанному с натуры за один – два сеанса акварелью или мягким итальянским карандашом. Эти портреты были сродни русскому сентиментализму, отражающему мечтательность как состояние души. (Одним из самых ярких примеров сентиментализма является уже известный вам, дорогие читатели, портрет Марии Лопухиной кисти Владимира Боровиковского). Именно «Портрет Софии» дает нам полное представление о европейской моде начала 1830-х годов. Европейский костюм этого периода отражает романтические настроения в обществе.
Каким образом, спросите вы? А вот каким. В отличие от фламандской, например, моды 17 века на полнотелых и румяных дам, в Европе 19 века модными становятся хрупкость и бледность, которые и усиливали впечатление задумчивости. Костюм был призван подчеркнуть эти качества. Широкие «клубящиеся» рукава, получившие название «бараний окорок» или «ветчинообразные», создавали пышный объем, выгодно оттеняющий тонкость шеи и талии. Шаль предназначалась для подчеркивания силуэта. Шляпы тогда не носили, и сложная причёска с причудливыми завитками и не менее причудливым названием «Аполлонов узел», была частью туалета.
И вот опять я, как Задорнов, испытываю чувство гордости за «наших». Нашим сентиментальным барышням такие ухищрения были не обязательны, вспомните ту же Лопухину – никаких «окороков», а задумчивости - хоть отбавляй.