История портрета
border-2

Неповторимый стиль Ван Дейка

Автор 

Выдающийся ученик великого учителя

Van-dyck-01 
Самым выдающимся учеником и последователем Рубенса искусствоведы признают  Антониса Ван Дейка.
Младший современник Рубенса,  крупнейший  фламандский живописец  Антонис Ван Дейк родился в Антверпене  22 марта 1599 г семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка.  Начал получать   художественное образование с 10-ти лет, и с 1618 года уже имел собственную мастерскую. Тогда же начался его творческий союз с Рубенсом. Однако в мастерской своего прославленного земляка Ван Дейк работает только помощником. Положение второго живописца Фландрии  не удовлетворяло талантливого и честолюбивого юношу. Дело в том, что Ван Дейк, будучи выходцем из зажиточных слоёв буржуазии, всю жизнь стремился войти в избранные круги аристократического общества, в которое был принят его великий учитель. Но происхождение подкачало. Питер Пауль  Рубенс был сыном крупного юриста - Яна Рубенса, блестяще образованного и, по-видимому, неотразимого мужчины. В пользу этого предположения говорит то обстоятельство, что у него была любовная связь с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого.

Van-dyck-002 
А это, прямо скажем, не шуточки, если учесть, что Вильгельм Молчаливый был правителем Голландии. К тому же последствием этой связи оказалась нежелательная беременность Анны Саксонской. Скандал в благородном семействе! Эта любовная история могла дорого обойтись Яну Рубенсу, он даже попал в тюрьму, но после просьб его жены был выпущен, скорее всего, из-за нежелания скандала. Так что у Питера Пауля Рубенса вполне мог быть сводный брат или сестра из венценосной фамилии. Кроме того сам художник получил прекрасное образование и на протяжении всей жизни не только был первым художником Фландрии, но и нередко выполнял сложные дипломатические поручения.


Ван Дейк же мог рассчитывать только на свой талант художника. Ни происхождение, ни иные заслуги или обстоятельства не могли помочь ему стать признанным в аристократических кругах. К тому же в 16-17-х веках профессия художника вовсе не делала человека кем-то избранным, она всего лишь обеспечивала или не обеспечивала ему доход, а, в сущности, считалась ремеслом, а не искусством. Многие живописцы всю свою жизнь оставались неизвестными подмастерьями у своих прославленных современников, как, например, у Рубенса. Так что Ван Дейку было просто необходимо выйти из тени своего великого учителя, и в конце 1620 года он уезжает в Англию, где работает при дворе английского короля Якова I. Здесь, наконец,  его талант портретиста проявляется в полной мере. В Англии того периода живопись находилась в полном упадке, и появление такого талантливейшего художника как Ван Дейк, оживило аристократическое общество, стремившееся запечатлеть свои высокородные черты на память потомкам. Таким образом, английская знать и Ван Дейк, можно сказать, нашли друг друга и образовали удачный альянс – художник писал аристократов, аристократы принимали его в своём кругу. Антонис Ван Дейк создал свой неповторимый стиль портретного искусства, завоевавший широкую популярность в высших кругах многих европейских стран. Заказчиков привлекало не только блестящее мастерство художника , но и его индивидуальный подход в решении аристократического парадного портрета. Самым притягательным в искусстве Ван Дейка было его представление об идеале, которому он следовал во всех своих произведениях. Его портреты как бы приподняты над повседневностью, лишены отпечатка заурядности, внутренне облагорожены. Художник стремиться передать духовную утончённость каждого человека, не впадая в поверхностную идеализацию, он создаёт романтические и изысканные образы, обладающие поэтической привлекательностью

Van-dyck-000

Семья Ван Дейка. Автопортрет

Van-dyck-09
 

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером. 1633

Van-dyck-03

 Рубенс и Ван Дейк. Неизвестный художник.


В 1627 года художник снова работает на родине, в Антверпене. Дело в том, что в этот период Рубенс уезжает в длительную дипломатическую поездку и Ван Дейк фактически становится первым художником Фландрии. Но после возвращения Рубенса в 1632 году снова уезжает в Англию и становится придворным художником Карла 1. Здесь, наконец – то полностью осуществляются его честолюбивые мечты. Он получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря, становится королевским  художником. Живописец получает солидное жалование, удачно  женится. Благодаря женитьбе на Мэри Расвен, происходившей из обедневшей, но очень древней фамилии, Ван Дейк становится членом высших кругов чопорной английской аристократии. И вот уже всё это высшее общество добивается чести позировать сыну фламандского торговца тканями. Это ли не «сбытие мечт»?
Художник  остаётся верен своему стремлению облагородить своих аристократов, сделать их ещё более одухотворёнными и утончёнными. Он даже возит с собой слепки идеальных рук, все его модели  на портретах- обладатели этих самых рук – тонких, изящных, с удлинёнными пальцами. Такие же изящные, холёные и нежные руки и на автопортретах Ван Дейка. Всю свою жизнь он служит своему внутреннему идеалу красоты.
Однако портреты английской знати, которые художник пишет в эти годы, достаточно однотипны. Эффектные костюмы и украшения не могут скрыть невыразительность характеров. Возможно, это вызвано надменной замкнутостью заказчиков – благородные дамы и господа никого  не желали допускать в мир своих чувств.
 
 Van-dyck-04

Anthony-van-Dyck-Portrait-of-Beatrice-Countess-of-Oxford-big

Van-dyck-05

Van-dyck-06

Van-dyck-10

Зато Ван Дейку открылся мир их детей. В Англии художник написал замечательные детские портреты, то забавно важные, то обаятельно непосредственные, эти портреты стали образцом совершенства для художников и предметом восхищения ценителей жанра детского портрета.

Van-dyck-12

Пятеро детей карла 1

Van-dyck-11 
Столь блестяще начатый путь закончился для Ван Дейка драматично. В 1641 году художник отправился в Париж для того, чтобы выполнить декоративные работы в Лувре. Для чего ему это было нужно? Ведь Ван Дейк не был обделён заказами и при английском дворе. Однако в этот период в Англии назревали политические перемены, и художник искал более спокойное место для работы. Но за свой труд в Лувре Ван Дейк запросил непомерную, по мнению заказчиков, цену, и ему было отказано. Такой удар по самолюбию художника сказался на его здоровье, и  без того подорванном долгой дорогой. В Англию он вернулся тяжело больным. Карл 1 пообещал поистине царское вознаграждение лекарю, который сумел бы вылечить любимого королевского живописца, но все было тщетно. Ван Дейк умер неделю спустя после рождения дочери, 9 декабря 1641 г. в Лондоне, и был погребен в Соборе святого Павла.
Художнику были устроены пышные похороны, по желанию Карла Первого на могиле Ван Дейка был воздвигнут памятник. Сам король пережил Ван Дейка всего на несколько лет. В 1649 ему отрубили венценосную голову.  Две его дочери, увековеченные художником, умерли  от горя, а королева бежала из Англии. Да и большинство высокородных заказчиков сэра Антониса Ван Дейка разорились или пали на полях сражений. И в довершение этой драматической истории в разразившемся в 1666 году в Лондоне пожаре сгорел собор Святого Павла, а вместе с ним могила Ван Дейка с его останками,  и памятник, надписанный королем Карлом Первым.
Но память о выдающемся художнике не могли уничтожить ни пожар,  ни время, остались его прекрасные картины, и сэр Антонис Ван Дейк остаётся одних из лучших мировых портретистов. А созданный художником тип идеализированного парадного портрета стал образцом для многих живописцев последующих веков.

 

Прочитано 1816 раз
Другие материалы в этой категории: « Рубенсовские женщины

История портрета

Правда о Ретуши

SvetArt.by 2013