Знакомо ли вам такое чувство – встав с постели, посмотрели в зеркало, и - боже ты мой! Лучше бы прошли мимо, зажмурившись. Нет, всё понятно, не выспались, ещё не умылись, и вообще... Но, не знаю, как у вас, а у меня настроение сразу портится. Зеркало, увы, мне не льстит. С утра, по крайней мере. Вот ближе к полудню – совсем другое дело. Теперь и к зеркалу не страшно подойти – любуйтесь, дорогие граждане - красавица, глаз не оторвать. Да и, в конце концов, кто на нас с утра смотрит? Кто сам так же и выглядит. А здорово бы было любоваться своей физиономией исключительно в лучшем её состоянии. Ведь у каждого из нас бывают минуты, дни и целые периоды, когда мы выглядим прекрасно, независимо от времени суток. Именно в такие моменты нужно бежать и заказывать портрет, дабы запечатлеть себя в наилучшем виде для потомков. Да что потомки! Сами будем наслаждаться. С утра посмотрел на своё изображение, сказал себе : «Вот так же я буду выглядеть через час» - и вперёд с прекрасным настроением. Только, чур, в витрины не заглядывать - очень искажают.
Шутки шутками, а желание увидеть себя со стороны было присуще людям с давних пор, задолго до появления зеркал. Отсутствие зеркал к тому же могло сыграть плохую шутку с человеком, ни разу не видевшим своё изображение. Причём к ужасным последствиям могло привести не только уродство, тут хотя-бы всё понятно – увидел своё отражение, и осознал, наконец, почему девушки не любят. А могло быть и иначе. Помните древнегреческую легенду о Нарциссе, который влюбился в своё отражение в пруду? Он принял его за речного бога неземной, в прямом смысле этого слова, красоты. А потом понял, что это он сам, но это его не отрезвило. Так и помер, бедняга от голода и жажды, не в силах оторваться от лицезрения своего волшебного отражения. Так что увидеть себя вовремя, привыкнуть к своему лицу, и уметь с ним жить – это не прихоть, а насущная необходимость.
Вообще, интерес к портрету появился ещё до появления бумаги.
Портрет – это изображение человека, сделанное живописцем, скульптором, или описанное в письменной или в устной форме. Происходит от французского слова portrait, - «изображать».
Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Рисунок обнаружен в пещере Вильонер близ города Ангулем (департамент Шаранта). Неизвестный художник начертил его мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прорисованы горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.
А этот портрет женщины, вырезанный на кости мамонта двадцать три тысячи лет тому назад , был найден на территории Чехии. Известно, что она так очаровала великого Пабло Пикассо, что он сделал с неё две копии.
Первые, уже куда более профессиональные образцы портрета были скульптурными и появились в Древнем Египте. Но появление скульптурного портрета в египетском искусстве было обусловлено не эстетическими потребностями, а культовыми, религиозно-магическими задачами. Потрет должен был стать двойником умершего в загробной жизни. Египтяне верили, что чем больше портрет походил на изображённого человека, тем теснее связь между каменным изображением и собственно усопшим. Жизненная сила «ка» человека, и его душа «ба» оставляли его при его смерти, но «ка» могла найти дорогу обратно в тело. Именно для этого его необходимо было сохранять максимально целым и похожим - так возникло и мумифицирование и создание скульптурного портрета.
Статуи царевича Рахотепа и царевны Нофрет.
Благодаря скульптурным портретам нам стало известно о значении бороды в Древнем Египте. Оказывается, борода считалась вместилищем физических и духовных сил человека, была символом власти и достоинства. Каждый фараон непременно носил бороду, а если она у него не росла, носил приставную. Значение бороды было так велико, что царица Хатшепсут (1490-1468 до н.э.), будучи, как вы понимаете дамой, и не имевшей никакой возможности отрастить сей признак интеллектуальной зрелости, тоже обзавелась приставной бородой.
Да и у древних греков долгое время портрета в его современном смысле не существовало. Они награждали победителей спортивных игр выполнением их статуй, которые потом устанавливали в публичных местах. Однако это были лишенные индивидуальности фигуры атлетов, изображавшие их лишь в общих чертах, идеализированно, выполненные по признанным канонам красоты. Эллинские законы даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, полагая, что это может развить в гражданах тщеславие и противоречит принципу равенства между ними. Создавались лишь обобщённые, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Благодаря подобной идеализации мы с вами, дорогие современники, вряд ли имеем верное представление о том, как в действительности выглядели древние греки.
Однако с конца V в. до н. э. древнегреческий портрет становится всё более узнаваемым, а при Александре Македонском - уже реалистичным.
Римляне продолжили традицию реалистического изображения, доведя его до совершенства. Обладая незыблемой верой в себя, римляне не считали, что какое-либо внешнее несовершенство способно принизить значимость личности человека. Как бы человек ни выглядел, он достоин уважения без идеализации и приукрашивания – это римское кредо прекрасно иллюстируют многочисленные бюсты императоров.
Бюст, если кто не знает – это портрет, выполненный по пояс, а не то, что вы подумали. Кстати, бюсты тоже придумали римляне, до них были только статуи и гермы . (ГЕРМА- это четырехгранный столб, завершавшийся скульптурной головой бога)
В I-IV вв. нашей эры в Египте появляются так называемые фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. На них изображены лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды. Фаюмский портрет – это погребальный портрет, заменивший маску мумии. Они создавались под воздействием античного искусства, по свидетельствам современников были очень похожи на модели, а более поздние образцы ещё и удивительно одухотворены и выразительны. Все исследователи фаюмских портретов отмечали их поразительную реалистичность.