...Куда непонятнее следующий портрет художника Иоганна Шрёттера, написанный в 1646 году.
Катажина из Потоцких (? -1642) и Мария Лупу (? -1665), дочь молдавского господаря Василия Лупу.
Ну подумаешь, две дамы, скажете вы, но обратите внимание на дату смерти Катажины – 1642г. То есть картина была написана через четыре года после смерти. Опять же, подумаешь, либо картина была начата до смерти, либо оставшаяся в живых захотела запечатлеть себя с усопшей. Так сказать, на вечную память. Это вряд ли, дорогие товарищи, так как на картине… (Готовы, как любит интриговать Задорнов ?)…изображены первая и вторая жёны Януша Радзивилла . Одновременно, понимаете ли. Куда там бедному поэту Струйскому до столь высоких отношений.
Википедия:
Януш Радзивилл (1612—1655) — сын Христофора, подкоморий литовский с 1633, гетман польный литовский с 1646, староста жмудский в 1646—1653, воевода виленский с 1653, гетман великий литовский с 1654 года, возглавлял литовские войска, сражавшиеся против русских в войне 1648—1654, в 1655 возглавил литовских магнатов шведской ориентации и подписал Кейданский договор 1655; руководитель кальвинистов.
Вот такой серьёзный дядя.
Портрет Януша Радзивилла
Портрет же обеих его супруг принадлежащий кисти известного в 1640-1680-х годах виленского художника Иоганна Шреттера. Художник был хорошо знаком с творчеством фламандских мастеров, и сумел выполнить стоявшую перед ним сложную задачу - расположить фигуры обеих дам так, чтобы ни одна из них не доминировала. Для выполнения этой задачи Шреттер помещает здравствующую Марию на первый план, в тёмном платье, а Катажину – на второй, но в ярко-красном платье. В итоге обе фигуры уравновешены.
Нет, это всё прекрасно, фигуры уравновешены, никто, понимаешь, не доминирует. Не дай бог, действительно, если покойница будет доминировать над здравствующей супругой. Однако, зачем? Зачем Янушу Радзивиллу было помещать на одно полотно обеих своих жён? Даже если живая жена на первом плане, а усопшая, так сказать, на втором, что в принципе, логично. Убейте, не понимаю. Сдаюсь, дорогие товарищи, умываю руки и иду ужинать. А вы, если хотите, продолжите исследования, и если чего интересное найдёте – напишите, пожалуйста, буду признательна.
Художник и искусствовед Владимир Прокопцов, возглавляющий Национальный художественный музей Беларуси рассказывал:
«Помнится, я придумал легенду о летучей мыши, которая живет на чердаке музея, а в полночь превращается в девушку и ходит по залам. Кстати, у нас действительно обитает летучая мышь на чердаке. Она залетала пару раз в галерею, и сотрудники охраны волновались, что она может повредить полотна. Вот тогда я и написал картину. На ней изобразил парящую в воздухе девушку – летучую мышь и себя в рыцарских доспехах рядом с портретом Катажины и Марии Радзивилл. Как известно, Януш Радзивилл заказал парный портрет двух своих жен – уже умершей Катажины и на тот момент здравствовавшей Марии. На мой взгляд, это полотно из Несвижского сбора Радзивиллов – самое мистическое в музее. Именно поэтому я изобразил его на своей работе. Свою картину я выставил в Ночь музеев в 0 часов 13 минут. Эта демонстрация продлилась только 13 минут. Больше картину никто не видел. Я ее закрасил и по ней пишу новую»
Кликните для увеличения