История портрета
border-2

Подсмотренные лица

Автор 

Папа в саду

<-Начало истории

Говорили, что папа Иннокентий Х на этом портрете не совсем таков, каким его обычно видели окружающие. Веласкес отошёл от канонов изображения сильных мира сего, которые не столько требовали портретного сходства, сколько предписывали изображать их величественными и непогрешимыми. Художник искал другое решение образа Иннокентия Х, такое, в котором был бы отражён его внутренний мир. И вот однажды, как гласит легенда, Веласкес увидел из окна Ватикана, куда ему разрешили приходить, Иннокентия Х, идущего по аллее сада. Выражение его лица поразило художника. Куда девались величественность и уверенность? Веласкес видел угнетённого и подавленного старика, погружённого в тяжёлые размышления. Именно этот впечатление помогло Веласкесу лучше понять человека, чей образ ему предстояло сохранить на века. И несмотря на то, что портретное сходство Иннокентия Х несомненно отражает все его отрицательные черты – жестокость, холодность, подозрительность, сам портрет всё же невероятно человечен.

skh-04

Это произошло именно благодаря глубокому проникновенному взгляду художника. Таким образом, именно подсмотренное художником интимное мгновение, когда папа был наедине с самим собой, помогло состояться шедевру. Однако не всегда «подсмотренные» мгновения приводят к столь блестящим результатам.

Другая Екатерина

Нет, речь идёт о той же самой Екатерине – Великой русской императрице, просто о другом её художественном воплощении, полярно отличающемся от всех предыдущих – помпезных и величавых. Дело было так. Художник Владимир Лукич Боровиковский, широко известный автор «Портрета Лопухиной», далеко не сразу стал портретистом. Только в 90-х годах 18 века, то есть в 30-ти с лишним летнем возрасте художник обратился к жанру портрета. Художник с 1770-х годов жил в Петербурге, куда был приглашён самой императрицей. Екатерина отметила талантливого юношу – тогда ещё не Боровиковского, а Боровика – такова его родовая фамилия. Это произошло во время поездки императрицы в Кременчуг, где художник делал росписи дома , предназначенного для её приёма. В основном же художник писал образа для храмов.
Однако в начале 90-х годов друзья художника убедили его написать портрет императрицы, вероятно для того, чтобы Владимир Лукич получил звание академика. Портрет не был заказан императрицей, и, более того, сделан был втайне от неё.

portrait-of-catherine-ii-empress-the-park-sm

Я читала такую версию развития событий. Боровиковский стремился написать не парадный портрет Екатерины, каких у неё было уже достаточно, не изображать её в образе Фемиды, Минервы и прочих небожителей, а создать камерный, уютный образ милой дамы в почтенном возрасте. Для этого он якобы прятался в кустах аллеи Царскосельского парка, где гуляла Екатерина, и лихорадочно набрасывал черты державного лица с тем, чтобы потом перенести их на холст.
Легенда гласит, что однажды Екатерина заметила некое постороннее шевеление в кустах и обнаружила незадачливого соглядатая. Но не рассердилась, а снисходительно позволила художнику спокойно сделать наброски. История говорит другое – Боровиковский писал императрицу не с натуры, а по памяти, а позировала ему некая камер-дама Марья Перекусихина в одежде императрицы. Однако как же художник добивался портретного сходства? Фотографии тогда не было, и чтобы потрет был похож, нужно было либо обладать незаурядной памятью, либо действительно делать тайком наброски из кустов. Как оно там было, мы никогда уже, наверное, не узнаем. Как не узнаем и того, почему портрет не слишком понравился Екатерине. Об этом говорит тот факт, что Екатерина не выкупила портрет, и он оставался долгое время в мастерской художника. Кроме того, она дала Боровиковскому звание не академика, на что рассчитывали его друзья, а только звание «назначенного в академики».

 Что же могло не понравиться императрице? Быть может, то, что она была изображена в духе расцветавшего тогда в России направления – сентиментализма? То есть – не богиней, а простой смертной, без принятой классицизмом торжественности, официальности и величавости? Но в последние годы жизни Екатерина сама любила представать в образе простой «казанской помещицы», без парадных атрибутов. Её полудомашняя одежда, кружевной чепец соответствуют этому образу.

portrait-of-catherine-sm

Но, быть может, Екатерина не хотела оставить этот образ в памяти потомков? Как знать... А может быть, явные признаки возраста, хоть и смягчённые художником (Екатерине 65 лет), не порадовали бывшую властительницу дум и сердец? И портретное сходство опечалило пожилую даму, говоря ей о том, что лучшие дни её позади... Короче, Веласкесу с папой повезло больше, чем Боровиковскому с «великой премудрой матерью отечества». Так что иногда художникам с портретным сходством нужно быть поосторожнее, об этом следующая история.

Не слишком святые купола

Однажды король Испании дон Карлос поручил Франсиско Гойе расписать купол небольшой церковки во имя святого Антония Падуанского. Эта часовня была любимым местом вечерней молитвы короля после охоты.

kupola2

Надо сказать, что этот заказ был очень кстати для художника. Последнее время инквизиция стала обращать на него слишком пристальное внимание, ему даже вручили вызов на аутодафе, а это было грозным предостережением. Так что желание Карлоса, чтобы Гойя украсил его любимую церковь, было свидетельством его благосклонности к художнику. Вряд ли Великий инквизитор станет строить козни против придворного художника, обласканного королём.

С другой стороны, Гойя не слишком увлекался религиозными сюжетами, а именно такой сюжет – чудо святого Антония ему предстояло написать. По сюжету святой Антоний находился в Италии, в Падуе, когда узнал, что его отца обвиняют в убийстве. Чудесным образом он перенёсся из Падуи в Лиссабон, где должны были казнить его отца, оживил убитого, и тот поведал людям правду об истинном убийце.
Гойя нашёл решение. Он, безусловно, передал суть совершённого святым чуда, но не меньше внимания отдал тому, что для него было ближе и дороже – толпе зрителей, окружающей святого, убитого и напрасно обвинённого. И в этом изображении толпы нарушил все каноны, предписывающие изображать благоговение и священный трепет перед чудом. Его зрители – это простые люди, ждущие развлечения и воспринимающие происходящее как захватывающую мистерию или бой быков.

 kupola5

Они не испытывают ровным счётом никаких религиозных чувств – всё происходящее для них лишь увлекательное зрелище. В этой нарисованной толпе, пришедшие в церковь люди находили портретное сходство со своими соседями, детьми, с самими собой.

kupola4 kupola6

Но кроме этого Гойя расписал часовню ангелами, у которых ангельскими были только крылья. Их лица – невероятно прелестные и женственные хоть и не были портретами, но напоминали зрителям известных им женщин, занимавшихся древнейшим ремеслом, или просто доступных.

kupola2-fragment

Это портретное сходство было замечено и королевской четой, пришедшей оценить работу художника. Легенда гласит, что супруга Карлоса Мария-Луиза, итальянка по происхождению, воспитанная на более свободной живописи, благосклонно приняла такую трактовку религиозного сюжета. Однако эта благосклонность ещё больше разгневала инквизицию и впоследствии Гойе припомнили его шалость с ангелами, носившими лица распутниц.

И совсем не святые мадонны

Впрочем, Гойя далеко не единственный художник, который изображал святых и ангелов, используя в качестве моделей более чем грешных существ...

Продолжение ->

Прочитано 1312 раз
Другие материалы в этой категории: « Такое несходное сходство Рафаэль и Форнарина »

История портрета

Правда о Ретуши

SvetArt.by 2013