История портрета
border-2

Рафаэль и Форнарина

Автор 

Известная всему миру «Сикстинская мадонна» Рафаэля известна менее широкому кругу почти скандальной историей, связанной с позировавшей художнику моделью. Современники художника оставили нам такие воспоминания. Позировала художнику некая семнадцатилетняя Маргарита Лути, дочь хлебопёка, прозванная художником Форнариной (ит -Булочницей). Встретив прелестную девушку, Рафаэль захотел, чтобы она стала его моделью. В то время считалось не слишком приличным позировать художникам, но отец Маргариты, приняв от Рафаэля некую сумму, позволил дочери позировать сколько угодно. Суммы называли самые разные – от 50 до 3000 золотых. Впрочем, какой бы сумма не была, сам факт красноречиво свидетельствует о нравственных принципах папаши.

sixtinskaya-madonna-sm The-Madonna-of-the-Chair-sm

Впоследствии, а, может быть и одновременно, творческий союз превратился в любовный. Однако, по многочисленным утверждениям современников, девушка не отличалась ни верностью, ни постоянством, ни кротостью, ни святостью. Не буду пересказывать все малопристойные свидетельства, достаточно того, что возлюбленная Рафаэля переспала чуть ли не со всеми его учениками, за редким исключением. Один из числа исключений даже воскликнул, что если бы застал её в своей постели, то выгнал бы и перевернул матрас. Ну, это всё равно, что если бы мы выбросили всё осквернённое постельное бельё. А после смерти Рафаэля, которая, якобы, произошла также в постели с Форнариной, девушка стала одной из самых известных римских куртизанок. Всё это, безусловно, трудно проверить, но некоторые подсказки для нас оставил сам Рафаэль и его самый значительный ученик Джулио Романо.

raphael i romano

Рафаэль и Джулио Романо

fornarinafornarina_giulio_romano-sm 

1. Рафаэль. Форнарина,

2.Джулио Романо. Форнарина.

Как видите, даже если бы исследователи не утверждали, что обоим этим художникам служила одна и та же модель, у нас ведь тоже есть глаза, и портретное сходство обеих барышень несомненно, как несомненно и то, что вряд ли возлюбленная Рафаэля стала бы позировать в столь откровенном наряде его ученику, не находись она с ним в более чем дружеских отношениях. К тому же после смерти Рафаэля Джулио Романо скандально прославился серией порнографических рисунков, героиней которых, якобы, была та же Форнарина.

Кроме того, проверенные источники указывают, что когда к ложу умирающего Рафаэля прибыл папский посланник, он потребовал, чтобы возлюбленную художника удалили из помещения, так как не считал возможным передавать в её присутствии папское напутствие. Таким образом, репутация прекрасной булочницы подмочена как литературными,( пусть даже весьма сомнительными), так и живописными источниками. Что, однако, не помешало Форнарине вдохновлять не только своих современников, но и художников 19 столетия, то есть спустя-таки 400лет.

 Форнарина навсегда

 Образ прекрасной булочницы запечатлён на полотнах французского художника XIX в. Жана Огюста Доминика Энгра в картинах «Большая Одалиска» и «Рафаэль и Форнарина».

fornarina-navsegda-1

 Жан Огюст Доминик Энгр в картинах «Большая Одалиска» и «Рафаэль и Форнарина».

fornarina-navsegda-2

Даже если бы картина не была так названа, внимательный зритель может увидеть портретное сходство дамы в объятиях художника с прекрасной Форнариной. Что так впечатлило Энгра, увлекательная история или красота возлюбленной Рафаэля, неизвестно, но художник написал целых пять картин на эту тему!

fornarina-navsegda-3 

Также  образ Маргариты Лути  запечатлён на картине художника Франсуа Эдуара Пико  «Рафаэль и Форнарина», к сожалению мной не найденной. Изображение влюбленных можно увидеть на броши-камее  1880-х гг.

fornarina-kameya

   Но на этом интерес к Форнарине не закончился . Уже в 20-м веке серию рисунков на эту  животрепещущую тему выполнил Пикассо в 1968 г.  Сюжетом рисунков является  фривольное изображение резвящейся парочки. Причём художник развил тему, добавив пикантности изображением подглядывающими за влюблёнными  папой  римским, Микеланджело, и  другими. Их он изобразил выглядывающими из-под кровати или из-за занавеси.
fornarina-navsegda-picasso 

Постепенно Форнарина даже несколько потеснила того, кому была обязана своей славой.  Так, в опере А. С. Аренского «Рафаэль» Форнарина - главное действующее женское лицо. В 1944 г.  Италии был снят фильм «Форнарина». Французский режиссёр польского происхождения снял эротический фильм «Три аморальные женщины», одним  из трёх персонажей которого стала Маргарита Лути.

Но,  несмотря на скандальный шлейф, возлюбленная Рафаэля смотрит на нас с его величайшего полотна и заставляет забыть обо всех грехах и пробуждает совсем иные чувства и мысли. Гений Рафаэля возвысил обычную девушку до мадонны, и  её образ долгие века будет волновать нашу душу.

На столь пафосной ноте позвольте откланяться, и всё же не могу не привести найденное случайно в сети стихотворение неведомого автора, посвящённое всё той же теме.

..и лица католических Мадонн -
 кокетливые, грешные, земные:
 когда художник восхищался ими -
 он был по-настоящему влюблён,
 а у любви свой собственный канон
 того, что надлежит желать мужчине;
 и оттого - над ликами святыми -
 разлит незримой чувственности фон...
Прочитано 2083 раз

История портрета

Правда о Ретуши

SvetArt.by 2013